ТПП-Информ: Сарапул – жемчужина Прикамья

Нам необходима государственная программа поддержки и продвижения российских брендов, отметил президент ТПП РФ Сергей Катырин на пленарном заседании конференции «Продвижение региональных и товарных брендов России».Об успешном опыте создания бренда муниципального образования «город Сарапул» (Республика Удмуртия) корреспонденту ТПП-Информ рассказала Ирина Теслева, первый заместитель постоянного представителя Главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации.

Что стало причиной принятия решения разработать брендинг именно малого города, а не республики в целом или ее столицы?

– Удмуртская Республика, с одной стороны имея мощные личностные бренды – Чайковский, Калашников, этническую идентичность и национальные традиции (стоит вспомнить «Бурановских бабушек»), имеет хороший стартовый потенциал для развития историко-познавательного и краеведческого туризма. С другой стороны, долгие годы будучи закрытым регионом оборонно-промышленного комплекса, мы только в начале пути узнаваемости и привлекательности региона как для туристов, так и для инвесторов.

И тут, казалось бы, проще начинать с «раскрученных» брендов, но тем ценнее попытка сделать «туристской Меккой» один из десятков сотен уездных городов России. Ведь все большое начинается с малого, так и имидж страны состоит из имиджа малых городов.

Город Сарапул для Удмуртии - первый пример территориального брендинга, как инструмента маркетинга территорий, для привлечения инвестиций в город. Это город, насчитывающий 235-летнюю историю, численностью чуть менее 100 тысяч жителей. Сарапул имеет статус моногорода за счет ряда крупных промышленных предприятий и, как следствие, необходима стратегия развития города, направленная на создание новых рабочих мест, меньшая зависимость от градообразующих предприятий.

– И все-таки почему именно Сарапул?

 Регионы и города по-разному приходят к осознанию необходимости создавать привлекательные бренды. Для кого-то это уже имеющие известность имена или продукты, товары, такие как масло, самовары и т. д. Для нас несколько курьезная ситуация стала толчком для разработки стратегии продвижения Сарапула, формирования узнаваемого туристического бренда в комплексе с задачами социально-экономического, культурного, научного и производственного развития территории. В 2011 году в рамках прямой линии с населением, будучи тогда премьер-министром страны, Владимир Владимирович Путин из тысяч вопросов зачитал в прямом эфире вопрос про невысокий уровень жизни в Сарапуле.

А что действительно может изменить город и каков этот инструмент для реструктуризации и реабилитации социально-экономической ситуации маленького города в Удмуртии? Этот вопрос стал объединяющим началом для городских чиновников, бизнеса, крупных предприятий и общественности. А что такое город Сарапул и чем привлечь инвестиции, ведь промышленный потенциал очень высок!

При этом его можно назвать жемчужиной Прикамья. Это потрясающие ландшафты, река Кама, история, парки, ансамбли купеческой архитектуры 19 века, сохранившиеся кварталами, что уникально не только для Урала и Прикамья, но и для России в целом.

– И тут возникает идея развития туристического направления?

– Город Сарапул обладает одним из наиболее высоких потенциалов развития туризма в Удмуртской Республике. Сбалансированная стратегия развития туристической сферы и успешная ее реализация может стать катализатором всей экономики города. Туризм даст жителям новые рабочие места, позволит развиваться новым отраслям.

При взаимодействии бизнеса и администрации города Сарапул был разработан в 2013 году и начал реализацию проект «Туристско-рекреационный кластер «Камский берег»», I этап которого получил поддержку по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории РФ».

Появилась цель – 500 000 туристов через 10 лет.

– На каком этапе пришло понимание необходимости разработки туристического бренда города Сарапул?

– Многолетняя практика других городов показала, что туристическая сфера будет развиваться тогда и только тогда, когда детально разработана и последовательно реализуется стратегия, включающая в себя все аспекты функционирования города. Другими словами, город должен быть привлекательным для туристов, привлекательным для жителей и городских сообществ, привлекательным для инвесторов и т. д. Туризм должен быть своего рода связующим элементом, интегрирующим все аспекты развития города, и в конечном итоге быть показателем эффективности развития города в целом.

Все это требует определенного анализа, исследований и описания, основные элементы брендинга. Работу по брендингу начали Центр кластерного развития Удмуртской Республики и администрация города Сарапул.

В течение полугода были проведены исследования для разработки бренда города Сарапул:

– анализ качества туристической и обеспечивающей инфраструктуры Удмуртии и Сарапула;

– анализ рынка туристических услуг УР;

– стратегическая сессия. Выявление идентичности города Сарапул;

– изучение брендов территории, схожих туристических городов, брендирование и позиционирование;

– маркетинговые исследования. Глубинные интервью. Социологические исследования. Удивительно, но 63% опрошенных из Ижевска либо никогда не были в Сарапуле, либо были проездом. Почти полная информационная блокада и отсутствие позиционирования Сарапула как туристического города, даже на своей территории;

– определение миссии бренда. Основных групп потребителей бренда;

– определение перспективных видов туризма и приоритетных направлений развития;

– разработка концепции продвижения зонтичного бренда;

– визуализация бренда. Создание брендбука;

– разработка мобильного приложения.

Важно, что при разработке туристического бренда и имиджа города постоянно находятся в контакте предприниматели и администрация города. За полгода работы разработана четкая программа продвижения туристического бренда, прописаны мероприятия, включающие:

– благоустройство города;

– мероприятия по разработке и внедрению навигации в городе, регламенты использования рекламных конструкций на фасадах зданий, высотные регламенты;

– устранение рваной городской структуры, соединение центральной исторической части города с «музейным кварталом»;

– конечно, продвижение туризма через гастрономию. Создание тематической гастрономической улицы по одной из улиц с высокой плотностью объектов торговли, общественного питания в купеческом, историческом стиле;

– продвижение туризма через акваторию р. Камы, ориентация на круизные потоки, индустрию водных развлечений и так далее.

– А как разрабатывался сам визуальный бренд?

– На основе проведенных исследований был разработан визуальный туристический бренд города. Целью являлось сформировать свежее восприятие целевой аудитории к городу Сарапул, побуждающее открыть город заново или приехать впервые.

Идея – восприятие логотипа через речной фасад города – р. Кама, архитектурную доминанту – башню водонапорной станции как части инженерной истории, в последующем отреставрированную набережную города.

В написании логотипа используется словосочетание «Город Сарапул», для восприятия Сарапула – как города, в полной мере соответствующего исторической идентичности.

Паттерны и оформление продукции ориентированы на восприятие города через архитектуру, реку Кама, природу и историю. В цветовой раскладке использованы основные цвета восприятия города, выявленные в исследовании:  голубой – цвет р. Кама, зеленый – цвет парков, скверов, красный – цвет архитектурных сооружений, желтый – цвет истории (купечество, инженерия, желтая рыба, клады, монета). Паттерны стилизованы под графические изображения стиля «модерн», широко использующиеся в конце 19 – начале 20 века в полиграфии, рекламной продукции, также соответствующих исторической идентичности города. 

– Какие механизмы продвижения будете использовать в первую очередь?

– Разработано мобильное приложение sarapultravel.ru и уже можно скачать и пользоваться им.

Мы в начале пути! Впереди на 10 лет предстоит большая работа по восстановлению исторических зданий, поиску партнеров и инвесторов, созданию положительного имиджа в первую очередь для самих горожан!

Но есть то, о чем хотелось бы сегодня поднять вопрос! Сама работа регионов и городов по своему позиционированию и брендингу с целью развития туризма не должна делать нас соперниками, конкурентами за туриста!

Когда возникает вопрос, почему, имея столь громкие имена, у Удмуртии не столь впечатляющий турпоток, я в шутку говорю, что едут к нам, но доезжают только до Казани.

Как перспектива сегодняшнего дня – это стимулирование и поддержка на всех уровнях межрегиональных маршрутов. Примеров немало со времен еще Золотого кольца. Сегодня появляются новые перспективные туристические маршруты, связывающие единой темой разные территории: это и Серебряное ожерелье, и Русская усадьба, и Великий чайный путь, и Красный маршрут.

Но в 2018 году нас ждет событие, которое привлечет к нам в Россию массу туристов и увеличит свой внутренний турпоток, – это чемпионат мира по футболу. Необходимо использовать этот период, чтобы регионы, граничащие с территориями, где будут проводиться сами футбольные матчи, могли заинтересовать и привлечь к себе внимание, чтобы приехавшие в Россию и из России туристы могли не только посмотреть футбольные матчи и города, где они будут проходить, но и шире узнать Россию и о России.

Источник: ТПП-Информ