Моногорода РФ: Как Сарапул стал туристическим центром Прикамья

В 2014 году в Сарапул приплывали всего 6 круизных теплоходов. Через два года из стало уже 64, а в 2017 году в город зашли целых 99 теплоходов с туристами. Также в этом году Сарапул стал победителем в двух номинациях областной туристической премии и теперь претендует на всероссийскую премию "Маршрут года - 2017". Мы узнали у администрации города, как Сарапулу за такой короткий срок удалось создать узнаваемый туристический бренд.

Камский берег

В 2008 году по инициативе Сарапула в Удмуртии начали разрабатывать концепцию туристического кластера "Камский берег". В 2014 году проект представили на конкурсный отбор для участия в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". Проект понравился властям, и в 2015 году правительство распорядилось создать кластер.

Ядром кластера стал Сарапул - историко-культурный центр Среднего Прикамья, сохранивший архитектуру крупного уездного города, единственный речной порт и второй по численности населения город в Удмуртии, важный экономический, культурный центр, в котором имеются более 200 памятников истории и культуры.

Чтобы попасть в федеральную программу и получить деньги на благоустройство туристических зон, были нужны инвесторы, готовые вкладываться в строительство предприятий сферы туризма - гостиниц, предприятий питания, развлекательных центров и санаториев. В Сарапуле такие желающие нашлись. По данным администрации города, в развитие туризма в Сарапуле инвесторы по итогам работ вложат почти 800 миллионов рублей. Из федерального, регионального и местного бюджета на проект предусмотрено около 300 миллионов рублей.

Что уже сделано

В Сарапуле сохранилось множество уникальных зданий в стиле модерн. Одно из самых впечатляющих - дом купца и мецената Башенина - долгое время находился в запустении. Однако, в рамках реализации проекта "Камский берег" нашелся инвестор, который выкупил здание на муниципальном аукционе и отреставрировал его. Сегодня там разместился лечебно-диагностический центр "Камский доктор", один из резидентов туристического кластера.

Еще один инвестиционный проект, отель "Сарапулъ" на набережной Камы, открылся в 2017 году. По данным министерства культуры и туризма Удмуртии, инфраструктура кластера готова на 78%:  сейчас в Сарапуле реконструируют профилакторий "Озон" и строят многофункциональный спортивный центр.

Все проекты реализуются на принципах государственно-частного партнерства. На один рубль из бюджета приходится почти 2,5 рублей инвестиций. Государственные средства идут на строительство и благоустройство обеспечивающей инфраструктуры: это набережная реки Камы, центральная площадь, дороги и пешеходные зоны, коммунальные сети. Результат первого года участия в федеральной программе – открывшаяся 9 мая новая сарапульская набережная.

Сейчас в городе реконструируют две смежные площади: центральную и Красную. Около последней построят парковки, переместят остановки общественного транспорта, оборудуют пешеходный переход. В сквере разобьют клумбы, посадят деревья, установят скамейки и урны, обустроят дорожки из брусчатки и установят уличное освещение. Из центрального сквера на улицу Труда будет оборудован лестничный сход со смотровой площадкой.

Куда развиваться

Всего в кластер "Камский берег" входят 39 участников: это гостиницы, рестораны и кафе, досуговые центры, медицинские и спортивные учреждения, музеи и туроператоры. Помимо общего гостевого туризма, в городе развивают специальные программы. Сарапул обладает потенциалом для религиозного туризма: восстановлен старейший Покровский храм конца XVIII века, с 1817 года действует Воскресенская церковь. Одним из востребованных направлений должен со временем стать и свадебный туризм, ведь местный ЗАГС похож, скорее, на сказочный дворец. Он расположен в старинном особняке купца Корешева, восстановленном несколько лет назад.

Еще одно актуальное направление - детский туризм. Туристический маршрут "В городе рыжей девочки» на основе автобиографической повести Лидии Будогоской знакомит школьников с жизнью их ровесников сто лет назад. Именно этот маршрут, а также "Гастрономический тур", во время которого гости знакомятся с местной кухней и участвуют в мастер-классах по приготовлению старинных блюд, заняли первые места в областном туре всероссийской премии "Маршрут года - 2017".

Как создать и поддерживать туристический бренд 

В Администрации Сарапула есть сектор по развитию туризма. Город привлекает к организации туристических услуг местные сообщества, в том числе градообразующие предприятия, предприятия пищевой промышленности. Местные туристические компании постоянно ведут переговоры с речными туроператорами и завлекают теплоходы в город новыми программами для туристов.

В 2015 году Центр кластерного развития Удмуртии и администрация Сарапула провели работу по брендингу. В результате у Сарапула появился логотип, соответствующий исторической идентичности города. Речной фасад города – река Кама, а над ней архитектурная доминанта берега – водонапорная башня в стиле модерн как часть инженерной истории купеческого города.

Город издает буклеты для туристов, постоянно участвует в туристических выставках и ярмарках по всей России. В городе есть навигация для туристов, а недавно у Сарапула появилось мобильное приложение-гид. Для центральной части Сарапула разработан дизайн-код, введены регламенты, контролирующие высотность зданий и рекламу на фасадах.  Недавно в рамках курса урбанистических практик "Территориум" молодые архитекторы предложили современные объекты благоустройства для набережной Сарапула.


Источник: Моногорода РФ от 24.10.17